Эргономика. Почему она важна в дизайне и рекламе?

Наличие художественного вкуса, умение графически выражать свои идеи и знание современных стилей, к сожалению, не дают возможности до конца познать все тайны создания грамотной рекламы. Одним из необходимых составляющих дизайна является знание основ эргономики.


Эргономика (от греческого слова «ergon»- работа, «nomos»- закон)- это дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности, создание оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности. Этот термин был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских ученых основала эргономическое исследовательское общество, решающее задачи по рациональной организации труда.


В настоящее время эргономика признается естественнонаучной базой дизайна. В силу схожести целей эргономики и дизайна: формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека, а также ориентация на выявление и проработку структурной связи функциональной и композиционной составляющих вещи дает основание представлять объекты эргономики и дизайна как единый объект.


Различия дизайна и эргономики как самостоятельных понятий заключаются в том, что в основе структуры дизайнерской деятельности лежит художественный образ, имеющий социальный характер, а в эргономическом моделировании - образ сенсомоторный, носящий психофизиологический, по сути, биологический характер.


Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек – мера всех вещей». Эта идея остается актуальной на протяжении всей истории цивилизации.


Относительно рекламного дизайна, - эргономика – это наука о «правильной» подаче рекламного объекта, его расположении в окружении подобных предметов или объектов рекламы, окружающих человека по отношению к пропорциям его тела, либо по отношению к физическим способностям его восприятия. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами.


Эргономика – комплексная дисциплина, возникшая на стыке психологии и техники, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. Она представлена тремя составляющими:


- антропомерией, исследующей строение человеческого тела с учетом возрастных, половых и др. особенностей,

- инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий труда,

- психологией восприятия, изучающей особенности зрительного и тактильного (осязательного) восприятия окружающего предметного мира.


Форма и функциональные размеры всей предметной среды, её объёмно-пространственных структур, неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека. В основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Так, английский фут равен длине средней мужской ступни – 0,3048; русские пядь, локоть (45,5 – 47,5 см) Такие «универсальные» единицы измерения всегда находились под рукой (см. рис. 1).

Издавна и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны человеческого тела. Леонардо да Винчи, Дюрер, Микеланджело пытались найти закон идеальных пропорций человеческого тела.

Эргономический подход в решении задач, оптимизации жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, дает возможность определения наиболее эффективных средств и методов проведения рекланой акции, определяется комплексом факторов:

1. Социально-психологические факторы

Предполагают соответствие конструкций, оборудования, продукции по характеру и степени группового воздействия. Кроме того, они устанавливают межличностные отношения, возникающие при совместной деятельности.


Так, например, ни одно рекламное объявление не является в равной степени привлекательным для всех. Оно может и должно быть интересно какой-то определенной группе потребителей. При сегментации рынка потребителей обычно пользуются демографическими факторами, к которым относятся возраст, уровень доходов, пол, образование, национальность, религиозные убеждения и местожительство людей, являющихся адресатами рекламы.


Рассмотрим один из них: Общеизвестно, что основным покупателем (особенно товаров личного потребления) являются женщины, на чью долю приходится 80-85% розничных покупок, поэтому именно они являются «контролерами» семейных доходов и благосостояния и делают покупки для всей семьи. И при создании объявлений следует помнить, что большее воздействие на женщин оказывает эмоциональная сторона рекламы, хотя для современных представительниц слабого пола, безусловно, интересны и выгоды, которые им может дать предлагаемый товар.


2. Антропометрические факторы

Подразумевают соответствие формы, размеров предмета разработки, а также их элементов, форме, размерам. пластике и массе человеческого тела.



3. Психологические факторы

Предопределяют соответствие разработки, технических процессов и среды возможностям, особенностям восприятия памяти, мышления и психомоторики человека, его навыкам в работе.


Так, в процессе переработки рекламной информации активно участвует отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства (например, чувство удовольствия, собственного достоинства, зависти), его понимание и принятие в сознание, или, напротив, отторжение принятого и понятого, но неразделенного, не принятого потребителем содержания. Таким образом, те или иные психологические аспекты пронизывают всю сферу рекламной деятельности.



4. Психофизиологические факторы

Обуславливают соответствие предмета разработки зрительным, слуховым и другими воздействиями возможности человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

5. Физиологические факторы

Призваны обеспечить соответствие разработки физиологическим свойствам человека его силовым, скоростным биомеханическим и энергетическим возможностям.

6. Гигиенические факторы

Предопределяют требования по освещённости, газовому составу воздушной среды, влажности, температуры, запылённости, токсичности, напряжённости электромагнитных полей, различного вида излучения, шуму (звуку, ультразвуку), вибрации, гравитационным перегрузкам и т.п.


Таким образом, можно подвести итог: несоблюдение основных законов эргономики, несомненно приводит любую рекламную компанию к частичной, либо полной потере внимания потенциального зрителя. А это уже - крах любого рекламного проекта. Чего я Вам всем - НЕ желаю)))


Последние работы
Архив
 

+7 920-627-69-72

+7 904-039-38-46

© 2015 Реклама с доставкой

Россия, г.Владимир