Эргономика. Почему она важна в дизайне и рекламе?

Наличие художественного вкуса, умение графически выражать свои идеи и знание современных стилей, к сожалению, не дают возможности до конца познать все тайны создания грамотной рекламы. Одним из необходимых составляющих дизайна является знание основ эргономики.


Эргономика (от греческого слова «ergon»- работа, «nomos»- закон)- это дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности, создание оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности. Этот термин был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских ученых основала эргономическое исследовательское общество, решающее задачи по рациональной организации труда.


В настоящее время эргономика признается естественнонаучной базой дизайна. В силу схожести целей эргономики и дизайна: формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека, а также ориентация на выявление и проработку структурной связи функциональной и композиционной составляющих вещи дает основание представлять объекты эргономики и дизайна как единый объект.


Различия дизайна и эргономики как самостоятельных понятий заключаются в том, что в основе структуры дизайнерской деятельности лежит художественный образ, имеющий социальный характер, а в эргономическом моделировании - образ сенсомоторный, носящий психофизиологический, по сути, биологический характер.


Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек – мера всех вещей». Эта идея остается актуальной на протяжении всей истории цивилизации.


Относительно рекламного дизайна, - эргономика – это наука о «правильной» подаче рекламного объекта, его расположении в окружении подобных предметов или объектов рекламы, окружающих человека по отношению к пропорциям его тела, либо по отношению к физическим способностям его восприятия. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами.


Эргономика – комплексная дисциплина, возникшая на стыке психологии и техники, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. Она представлена тремя составляющими:


- антропомерией, исследующей строение человеческого тела с учетом возрастных, половых и др. особенностей,

- инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий труда,

- психологией восприятия, изучающей особенности зрительного и тактильного (осязательного) восприятия окружающего предметного мира.