RGB и CMYK - что это, зачем, в чем разница и как это "есть".

February 7, 2016

Вот казалось бы, всё, везде понятно - но тут хрень разная, ненужная и унылая! И можно не читать, знатоков то хватит. Но ведь если знаешь из чего состоит мир, есть повод подумать как его изменить) А подумать, это вообще полезно......

 

В этой статье речь пойдет о двух, наиболее часто встречающихся сегодня, цветовых моделях: RGB  и CMYK. 

 

Для начала первый непонятный термин: Цветовая модель — математическая модель описания представления цветов в виде кортежей чисел (обычно из трёх, реже — четырёх значений), называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Все возможные значения цветов, задаваемые моделью, определяют цветовое пространство. (из википедии)

То-есть, по простому, с помощью цветовой модели можно дать точную характеристику любому цвету (найти любой цвет - точно, насколько это позволяет модель). Это значит, что и при передаче и при приеме любой информации связанной с цветом в этой модели, мы с вами будем иметь ввиду одно и тоже))))

 

Все мы хотябы раз, но слышали такие слова как RGB и CMYK. Многие представляют о чем идет речь, но не понимают как их увязать друг с другом, да и зачем это надо вообще, убрать одно из них, и дело с концом. Че тут разбираться-то!!!

 

 А разобраться-то, как раз и не помешает! В основном это, конечно, необходимо тем кто заказывает полиграфию, сувенирку или наружную рекламу - глядя на экран (Хочу чтобы было вот-также ярко как тут на экране!!!). Но, думаю, для общего развития пригодится и всем остальным читателям.

 

Итак, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО? 

 

Как мы уже поняли цветовые модели нужны для точной передачи информации о цвете. На сегодняшний момент, наиболее часто мы (может, сами того не осознавая) пользуемся 2-мя видами отображения цвета:

1. Цвет основанный на излучении света (мониторы, телевизоры, телефоны, ЖК-панели и т.д).  Именно для харектеристики такого цвета в основном используется модель RGB. 

2. Цвет основанный на его (света) поглащении (картины, издания, мебель, архитектура, природа, в общем всё естественное не излучающее свет) Здесь всё немного посложнее, поэтому отметим - CMYK — это основная цветовая модель имитирующая краски печати, которыми типография способна напечатать изображение.

 

Теперь, ЧТО ЭТО?

 

Попробую объяснить поэтапно.

 

1. Природа возникновения цвета в моделях:

Т.к. RGB основана на излучении света, то отсутствие всех красок такой модели будет восприниматься нами как черный цвет (полное отсутствие света, цвет основания), тогда-же как присутствие их всех  - будет восприниматься как белый цвет. 

Пример прост: Выключенный экран телевизора, телефона и т.д - это основа.

 

Абсолютно обратная картина в CMYK: т.к цвета поглощают свет - то отсутствие всех красок - белый цвет (цвет основания), а смешение всех красок - черный цвет.

 

 

Тут примеров масса: белый лист бумаги, ткани и прочих поверхностей - основа.

 

2. Принцип формирования цвета в моделях. 

 

Рассмотрим модель RGB:

Л

юбой цвет в этой модели формируется из 3-х основных - R - red (красный), G - green (зеленый), B - blue (синий) (см. рис. Для особо интересующихся: второй ряд чисел Y-yellow желтый, M-magenta  пурпурный, C-cyan голубой, W-white белый - )

Как мы все понимаем, количество цветов получеамых при смешивании этих трех может быть безграничным, но модель имеет строгие ограничения: 256 градаций - каждого из трех цветов, итого получается 16,8 миллионов цветов.  Ограничение связанно с принципом работы компьютера (конечно же на данном этапе развития техники это далеко не предел, а как раз начало - стандарт.) Думаю, тем кому этого достаточно, можно переходить на описание следующей модели, а для остальных я попробую объяснить смысл цифры 256!

 

Итак: почему 256?

Все предельно просто! Изначально вся цифровая техника начала свою работу с основного математическиого принципа: любые действия производимые с информацией могут классифицироваться двумя аргументами - истина/ложь (1/0) -бит. 

·Бит- минимальная единица количества информации, равна одному двоичному разряду.

Смысловое значение бита можно представить как:

- выбор ответа «да» или «нет» на поставленный вопрос;

- «есть сигнал/нет сигнала»;

- истина / ложь.

Одним битом можно закодировать два объекта.

 

Бит как единица информации слишком мала, поэтому постоянно используется другая более распространенная единица количества информации, производная от бита – байт.

·Байт– минимальная единица чтения/записи памяти компьютера, равная 8 битам:

1 байт = 8 бит.

Одним байтом можно закодировать 256 объектов (2 в 8 степени= 256), при этом каждому из 256 объектов будет соответствовать одно из 256 8-значных двоичных чисел.

 

В компьютерной технике этими объектами кодируется вся информация:

- тексты

- цвета (изображения)

- формулы

- функции

- переменные

- постоянные 

и т.д.

 

Собственно, поэтому Формат RGB имеет численные значения 256:256:256 или 8*3=24-битное изображение. (16,8м цветов)

 

 

 

Рассмотрим модель CMYK:

 

 

Цвета в этой модели формируются путем смешивания 4 красок: C-cyan (голубой), M-magenta (малиновый), Y-yellow (желтый), K, B-black (черный)

 

Здесь, также количество цветов получаемых путем смешивания основных, определяется градацией каждого из них. В данной модели градация осуществляется исходя из процентного соотношения количества каждой краски на единице поверхности. Тоесть градация каждого цвета варьируется от 0 (белый) до 100 процентов.

Что же касается битовой информации в этой модели - то согласно минимальной характеристики 8-бит на цвет - данная паллитра имеет 32 бита (4*8 бит). 

 

И снова, те кому этого достаточно могут двигаться по пути познавания к следующему пункту, а уточнения для тех кому всётаки этот вопрос не давал покоя)))

 

Почему К? 

И вот здесь возникает первый вопрос - почему К? За основу взята модель смешивания красок под названием  CMY:

 

Данная модель — основная модель для полиграфии. Пурпурный, голубой, желтый цвета составляют так называемую полиграфическую триаду, и при печати этими красками большая часть видимого цветового спектра может быть репродуцирована на бумаге.

По теории при смешении максимальных значений всех трех компонентов должен получиться черный цвет. Однако реальные краски имеют примеси, их цвет не соответствует в точности теоретически рассчитанным и смешение трех основных красок дает неопределенный грязно-коричневый. Кроме того, для получения интенсивного черного необходимо положить на бумагу большое количество краски каждого цвета. Это приведет к переувлажнению бумаги, да и неэкономно.

 

Поэтому наиболее целесообразно стало добавление к этой модели естественного цвета - B-black черного, что привело к значительному уменьшению расхода красок, да и более точному воспроизведению цветовой гаммы. Хотя, существует ряд  теорий о происхождении цвета K:

 

Версия первая

«K» — сокращение от английского слова blacK. По этой версии, при выводе полиграфических плёнок на них ставили одну букву, указывающую цвет, которому они принадлежат. Чёрный не стали обозначать B, чтобы не путать его с B (англ. blue) из модели RGB, а стали обозначать K (по последней букве). Профессиональные цветокорректоры оперируют минимум десятью каналами RGB CMYK Lab, используя доступные цветовые пространства. Поэтому если бы CMYK был все таки CMYB, то при работе с каналом «B», нужно было бы уточнять что такое «B» (Black или Blue). Это неудобно.

Версия вторая

По второй версии, «K» — это сокращение от слова ключевой в англоязычных странах термином key plate обозначается печатная форма для чёрной краски, которая печатается, поверх заранее напечатанных трех предыдущих красок, последней.

Версия третья

Согласно другой версии, «К» от немецкого слова Kontur. Данная версия подтверждается ещё и тем, что многие старые типографские монтажники так и называют плёнку черной краски — контур, контурная.

 

 

 

 

Что происходит с цветом при конвертировании из RGB в CMYK?

 

Попробуем рассмотреть одну и туже картинку с точки зрения обеих (обих, одвух, обоих, двух) моделей:

Конечно передать воспроизведение модели CMYK на экране RGB сложно но я попытаюсь:

 Вот примерная картина - изображения в формате RGB и CMYK - как мы видим различий практически нет. За исключением того, что на правой картинке (CMYK) пропала насыщенность некоторых цветов.

 

Возникает резонный вопрос - ПОЧЕМУ?

При прямом переводе из одной модели в другую, компьютерная программа просто подставляет сходные значения цветов этих моделей. То есть - каждому пикселю графики присваиваются другие цифровые значения. В RGB это были условные R255G255B0, а после конвертации пиксель приобрел значения С4M0Y93K0.

Как раз в этот момент картинка и может потерять в яркости. Причины, по которым это происходит заключаются в том, что цветовой обхват модели RGB значительно больше чем цветовой охват CMYK. Что наглядно видно на картинке ниже. Грубо говоря, RGB картинка пестрит яркостями, а переводишь в CMYK и в этой модели подобной яркости не обеспечить. Соответственно программа срочно подыскивает более тусклые цвета.

 

Так при прямом переводе спектра RGB в спектр CMYK мы получим такую картину.

 Как видно в CMYK все цвета потеряли свою насыщенность. Так, например, если переводить цвета поотдельности мы увидим:

 

 

 

 

 

 

 

И здесь нам впору задать себе вопрос. Являются ли эти комбинации идеальными вариантами? Если рассматривать каждый цвет отдельно, то да. Эти цвета действительно наиболее близки к значениям RBG. Однако если исходить из логики смешивания красок в CMYK и стараться повысить яркость нашей радуги, смешивать цвета нужно иначе.

 

КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?

Радуга потеряла яркость, потому что в каждом участке её краски слишком много примесей чужеродных красок. А ведь в CMYК есть своя шкала яркости, где наиболее чистыми и яркими цветами являются цвета, представленные ниже на картинке.

Получается, что при бездумном переводе из одной модели в другую - мы автоматически теряем всю яркость и привлекательность нашего первоначального изображения.

 

Поэтому при таких переводах - цветокоррекция обязательна!!! Хотя, современные программы зачастую (при правильной настройке) делают это автоматически, и нам остается только проверить правильность установки рук, настраивающих наши девайсы)))

 

Please reload

Последние работы
Please reload

Please reload

Архив