Модель CMYK. Моменты необходимые для учета при печати в этой модели.

April 29, 2016

Нашел одну очень полезную статью для дизайнеров, поэтому решил перенести ее на свой сайт. Речь здесь, как вы поняли, пойдет про печатную цветовую модель CMYK.

 

Современную полноцветную полиграфию невозможно представить без цветовой модели CMYK. Скажу больше, именно появление модели CMYK позволило сделать полноцвет доступным, технологичным и недорогим, что и способствовало его широкому распространению.

 

Следует отметить, что многоцветная печать появилась практически одновременно с изобретением книгопечатания. Еще в Псалтыре 1457 года, подписанном Шаффером (некоторые приписывают эту работу Гутенбергу) орнаментальные буквицы были напечатаны в два цвета.

 

Но только в 1719 году живописец Жак-Кристоф Ле Блон запатентовал в Англии печатный процесс, использующий для воспроизведения полноцветного изображения три основных краски: голубую, пурпурную и желтую; черная краска использовалась для печати контуров изображения. При помощи нанесенной на исходное изображение плотной сетки, изобретатель гравировал четыре металлические формы и последовательно производил четыре оттиска, каждый – своим цветом.

 

Что же означает термин CMYK? 

 

В предыдущих статья мы уже раскрывали этот термин, но сейчас чтобы не отвлекаться на поиски - повторимся:

  

CMYK – это аббревиатура от названий цветов, составляющих палитру CMYK. Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – жёлтый, K (black) – я полагаю, что К происходит от немецкого Kontur, хотя есть и другие версии. В поддержку контура выступает предназначение чёрной краски в полиграфии. Дело в том, что математически триада CMY полностью покрывает всё цветовое пространство модели CMYK. Но на практике печать без чёрного выглядит "блеклой". Именно чёрный придаёт изображению необходимую глубину и резкость, оконтуривает изображение.

CMYK часто называют триадой по причине того, что чёрный является вспомогательным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

Чистые триадные цвета CMYK называют также базовыми или первичными цветами. Комбинации чистых цветов между собой называют вторичными цветами. Цвета палитры CMYK со 100% интенсивностью называют плашечными цветами.

 

Интенсивность цветов в палитре CMYK принято выражать в %, в отличие, например от палитры RGB, где интенсивность цветов выражена числовым рядом от 0 до 255. Выражение интенсивности цветов CMYK в % не блажь, а необходимость. Дело в том, что для переноса изображения напечатнную форму его необходимо растрировать. А на фотовыводе есть возможность регулировки уровня градаций цвета, например, до 0–63. По этой причине, проценты (%) отражают относительный уровень интенсивности цвета (тона) и не привязаны к разрядности растровой ячейки. 

 

Суммарное значение тона или суммарная плотность наложения красок (total ink) теоретически может достигать 400%. Однако на практике это не применимо. Во-первых, качество запечатываемого материала налагает ограничения на суммарную плотность красок (total ink limit или TIL). Во-вторых, в этом нет необходимости, т.к. все цвета палитры CMYK прекрасно можно передать ограничившись total ink limit в 300–320%. Обратно, минимальный TIL не должен быть менее 280%, т.к. при меньшем total ink возможны цветовые потери. Иными словами, если качество запечатываемого материала и типа печатной машины требуют total ink limit менее 280%, то операцию цветоделения вCMYK следует проводить в ручном режиме, т.е. при непосредственном контроле цветокорректора. 
В таблице 1 приведена зависимость total ink limit (TIL) от типа печатной машины и качества полиграфической бумаги.

 

 

Математически CMYK и RGB взаимно противоположны. Например, сочетание Cyan + Magenta = Blue, Cyan + Yellow = Green, Magenta + Yellow = Red. И обратно – Red + Green = Yellow, Red + Blue = Magenta, Green + Blue = Cyan. Но на практике такого не происходит, т.к. палитра CMYKсущественно уже палитры RGB (см. рис.). Это ограничение крайне существенно при цветоделении, т.к. может привести к потере ярких цветов.

На следующем рисунке приведён пример прямого (слева) и грамотного (справа) цветоделения ярких цветов, отсутствующих в палитре CMYK.

 

Вообще качество перевода несуществующих в CMYK цветов из RGB зависит от умения цветового профиля. Поэтому для цветоделения разных сюжетов могут потребоваться различные профили, которые подбираются опытным путём. Иными словами, цветовые профили CMYK – это таблица, где каждому значению цвета в палитре CIE Lab соответствует значение цвета в палитре RGB и в палитре CMYK. Это модель аппаратно-независимого профиля. Такие профили в настоящий момент наиболее распространены, т.к. более удобно и практично зашить растискивание в процесс-план фотовыводящего устройства, а профиль цветоделения CMYK сделать универсальным.

 

Белая точка в CMYK 

 

Ещё одна особенность палитры CMYK – это отсутствие белого цвета. Роль белого в полиграфии выполняет запечатываемый материал, чаще всего полиграфическая бумага. Полиграфическая бумага бывает разного качества разной степени белизны и разного цветового оттенка. По этой причине цветопередача изображения отпечатанного в CMYK может сильно варьироваться. Поэтому ГОСТ рекомендует перед печатью в CMYK делать цветопробу, которую в дальнейшем можно использовать в качестве эталона цвета.

 

Опытный цветокорректор знает, что при подготовке изображения к печати нельзя допускать пустых (белых) пятен на изображении. Это не является браком, однако, выглядит не эстетично. В CMYKсуществует понятие белой точки. Её состав Cyan – 5%, Magenta – 3%, Yellow – 3%. 
Напоминаю, что применение в палитре CMYK тонов (интенсивностей) цвета ниже 3% (на канал) запрещено, т.к. они не могут стабильно воспроизводиться на печатном оттиске.

 

Плотность красок CMYK 
 

Ещё одно свойство красок CMYK – это их различная плотность: Cyan – 0,61; Magenta – 0,76; Yellow – 0,16; Black – 1,7. Из приведённого списка видно, что жёлтая – самая прозрачная, а чёрная самая плотная краска. Коэффициенты плотности учитываются программами треппинга при определении метода треппинга.

  

Однако, не смотря на самую высокую плотность чёрной краски, в реальной печати красками CMYK одной чёрной краски дляполучения насыщенного чёрного цвета (глубокого чёрного) не достаточно. Для получения глубокого чёрного используются все компоненты CMYK. 

 

Разница в коэффициентах плотности красок CMYK также сказывается и на балансе серого. Иными словами, для получения правильного баланса серого нельзя смешивать равномерное количество триадных красок.

 

 

 

Предел эволюции CMYK 

 

 

Подводя итог, отмечу, что технологии и механизмы полиграфического производства постоянно совершенствуются и достигли достаточно высокого уровня, однако, палитра CMYK не претерпела сколь-нибудь существенного изменения с момента её изобретения в 1719 г. И до сих пор основной недостаток палитры CMYK (узость цветового охвата) преодолеть не удалось. Правда существуют технологии 6-и красочной печати, где к традиционным краскам CMYK добавляются Light-Cyan и Light-Magenta, однако, это существенно удорожает стоимость печати, поэтому не получило широкого распространения даже во времена "полиграфического бума". А сейчас, когда рекламные деньги стремительно покидают печатные СМИ, ожидать прорывов не приходится.

Please reload

Последние работы
Please reload

Please reload

Архив